В заволжских степях и сейчас можно найти следы загадочных средневековых городов. Легенды о кладах, о дореволюционной старине хранят столетние купеческие особняки некогда процветающего села Пришиб… В Ленинском районе много культовых мест, которые могут стать знаковыми туристическими объектами. Волгоградские журналисты познакомились с ними, благодаря пресс-туру, организованному региональным Агентством развития туризма.
Байки о кладах
Самое красивое здание Ленинска, памятник архитектуры конца девятнадцатого века, – солидный особняк братьев-купцов Александра и Федора Конякиных.
Его крыша украшена башенками, фигурными слуховыми окнами и кованым кружевом водосливов. По обеим сторонам великолепных арочных ворот видны железные кольца, куда вешали цепь, чтобы во двор не зашли лошади. Внутри здания на втором этаже сохранилась изящная лепнина на потолках. Правда, посторонним экскурсантам осмотреть ее будет проблематично. Сейчас здесь располагается городская администрация.
Всего в ансамбле памятников купеческой архитектуры Ленинска более 40 деревянных и кирпичных домов, чем здесь по праву гордятся.
Показали нам бывшую хлебную лавку и магазин готового платья, а также первый в Заволжье синематограф – все три здания принадлежали оборотистой купчихе Клюевой. В бывшем доме купца Коновалова сейчас находится детский центр. Каждый особнячок по-своему нарядный, со своим узором основательной кирпичной кладки. От них «пахнет» чем-то несегодняшним, уже потерянным духом прошлого.
Подвалы в старых домах впечатляют глубиной. А у стен толщина не меньше метра. Из уст в уста передаются истории о спрятанных там кладах.
Как-то в Ленинске объявился потомок знаменитых здешних купцов Конякиных, приехавший из Америки. Он дал денег на переделку крыши прадедовского особняка. При этом очень просил, чтобы ему разрешили переночевать в доме. Дескать, хочу подольше побыть в родовых стенах. Был ли в том какой-то корыстный умысел – история умалчивает.
Относительно недавно, в начале 1980-х, в бывшем доме купца Гришина углубляли полы и обнаружили сундучок, полный золота. И это не выдумка.
Но главное, в городе есть увлеченные знатоки, которые подробно расскажут о каждом патриархальном доме и судьбах их бывших хозяев. Вот где настоящий клад – чувство родины, неподдельный интерес к ее истории.
– Почти все старинные дома построены в русском стиле с элементами классицизма и модерна. Использовался ручной тес кирпича. Возводились они подолгу, иногда по десять лет, с пониманием особенностей наших глинистых почв. Именно поэтому эти дома надежно стоят целый век, – с удовольствием рассказывает Светлана Гарибян, специалист по работе с молодежью центра «Выбор», – сегодня Ленинск с его 15,5 тыс. населения уступает селу Пришиб, где по переписи 1871 года имелось 50 тысяч жителей. В зажиточном Пришибе было три церкви, казначейство, большое количество ремесленных училищ и школ. Упадок, резкое сокращение населения связывают с эпидемией холеры и голодом после гражданской войны, ну и с экономическими причинами, конечно...
С ароматом «Красной Москвы»
В местном музее можно увидеть, чем соломенные лапти отличались от кожаных поршней – тоже крестьянской обуви. Улыбнули телефон «Моторола» и духи «Красная Москва» – теперь и они стали экспонатами.
Во время войны в районе было 59 госпиталей, рассказывает хранитель Наталья Голова. Даже на квартиры принимали раненых. Их были тысячи и тысячи.
Те, кто не выжил, покоятся на местном кладбище. До сих пор в Ленинск обращаются со всей страны потомки, разыскивающие своих не вернувшихся с фронта близких, а потом приезжают сюда почтить их память.
«Старые» русские
Особое место в летописи Ленинска занимает имя предпринимателя и мецената Акинфия Прокофьевича Конякина, основателя большой купеческой династии.
Он попал в Пришиб с ватагой бурлаков, тащивших баржу по Ахтубе, начал работать по найму. Благодаря своим незаурядным способностям пробился из мелких коробейников в местную элиту, стал одним из богатейших заволжских купцов. На средства сына Акинфия Конякина Александра в Пришибе построены школа, мужская гимназия, содержались три храма.
Говорят, русский народ не любит богатеев-толстосумов. Но их добрые дела люди всегда помнят долго и с благодарностью.
Разговор со степью
В степях Ленинского района и сейчас можно найти следы древних цивилизаций, о чем с блеском в глазах рассказывают местные краеведы.
В доказательство старожилы привезли нас на Зубовское городище – археологический памятник четырнадцатого века. Находится оно неподалеку от села Колобовка. Тот, кто приедет сюда из других краев, вряд ли самостоятельно найдет это культовое место. И не только потому, что здесь нет никакого указателя, предупреждающей вывески.
– Мы будем разговаривать только с землей, – наш гид Иван начинает экскурсию в степи. – Надо понимать, что прошло 600 лет. Все сломано, вывезено. Видите, большая круглая яма – здесь стояла крепостная башня высотой минимум десять метров. А, может, и все двадцать.
Вокруг, куда ни глянь, колышется трава бескрайней степи. Средневековая крепость с бастионами и рвами присутствует больше в воображении. Хотя еще в 1920-х здесь были видны остатки дворов, кирпичных зданий и водоемов. Сейчас на их месте лишь холмы да впадины. Земля сплошь покрыта грабительскими раскопами. Это небольшие ямы, так называемые «закапушки», оставшиеся после металлодетекторов. Пострадал памятник и от хозяйственной деятельности – земли распахивались, прокладывались автотрасса и лесополосы.
Иван Алябьев из села Колобовка мальчишкой любил гонять по окрестностям. Да и не один он.
Глинистая почва в этих местах часто выталкивает на поверхность загадочные черепки, осколки пористого кирпича и бирюзовых изразцов, а иногда и странные неправильной формы монеты с надписями на непонятном языке.
Поднимаю с земли крошечный, с ноготь, керамический осколок. Она покрыт гладкой ярко–синей глазурью.
– О, такого добра здесь полно, – объясняют мне.
Целые золотоордынские кирпичи годами собирали и растаскивали местные жители. Они использовали их как материал для своих построек, ведь камень в степи дефицит.
Сарай Берке против Гюлистана
Алябьев увлекся изучением Золотой Орды не случайно. Города ее находились на территории нынешнего Ленинского района. Хотя, делает оговорку наш проводник, такого государства никогда не существовало. Золотая Орда – чисто русское название, причем довольно позднее.
Так же скептически относится он и к названиям Сарай Берке и Сарай Бату, к мифу о золотом коне. Около села Царев находится Царевское городище. Там под землей прячутся руины города Гюлистан, а вовсе не Нового Сарая, считает Иван.
Категорически не соглашается с ним местный краевед-энтузиаст Людмила Зиневич:
– У нас тут был огромный город татарский – Сарай Берке, вторая столица Золотой Орды. В потаенном подземелье, куда был спуск через колодец, были спрятаны сокровища, награбленные татарами на Руси. Город был огромный и насчитывал, по разным источникам, от 70 до 100 тысяч жителей. Здесь жили ремесленники-рабы, привезенные из Византии, Индии и Китая, русские пленники, возводившие дома и дворцы. Могу показать, где находились поселения татарской знати.
Потрогать руками
Около родного села Колобовка Иван Алябьев начал создавать, как он это называет, «культурно-исторический центр». Пока эта огороженная забором площадка под вывеской «Предметы старины: монеты, самовары, бронза, мебель, быт и т. п.» больше похожа на склад или на антикварную лавку. Ржавый плуг, новодельные казачья папаха и кнут, квадратный кирпич четырнадцатого века – тут собрана всякая всячина. Кольчугу русского богатыря – еще один предмет разношерстной коллекции Ивана – один из журналистов даже примерил. Такой «интерактив» в моде. Ведь хочется порой в дополнение к легендам, преданиям, былям, виртуальным историческим экскурсам подержать в руках что-то весомое и зримое.
Места в Ленинском районе уникальные. Для их туристического освоения не хватает грамотного менеджмента, остроумных проектов. Но они тем не менее появляются. Например, это проект "Check in history", который направлен на развитие археологического туризма и "первичную" музеефикацию археологического наследия. Проект получил грант фонда Тимченко, его презентация планируется осенью. О его реализации "Волгоградская правда" обязательно расскажет. Волгоградская правда
1.08.2014 Юлия Гречухина
Поделиться: